Содержание
Аннотация
Художник по свету сегодня становится одной из ведущих фигур в формировании концепции театральной сценографии. Светотехнологии с огромным потенциалом световых, цветовых и графических возможностей позволили профессии занять лидирующие позиции в пространстве любого объекта. Сегодняшняя ориентация всей визуальной культуры на зрелищность вкупе с авангардными разработками художников театра начала ХХ века сформировали основные художественные тенденции данного вида искусств. Сегодня модернистские находки прошлого дополнились инновационными мультимедийными технологиями. Зрелищные приёмы, отработанные на эстрадных «шоу», серьёзно повлияли на отношение людей к сценическому пространству. Они сделали театральные постановки сверхдинамичными за счёт использования световых и медиа эффектов, существенно расширили палитру изобразительных и выразительных возможностей художника.
Новая парадигма света как активного инструмента формообразования позволила моделировать пространство с помощью светотехнологий. Свет на сцене стал формой, наделённой огромной эмоциональной силой, неразрывно связанной с драматургией постановки. При этом цель художника по свету в содружестве с художниками-постановщиками и художниками по костюму должна неизменно подводить зрителя к катарсису, и здесь немалая роль отводится инновационным светотехническим приёмам.
Подобные новации в театральном деле, естественно, потребовали внесения корректировок в программу подготовки универсальных по природе специалистов, необходимых в данной области. Профессиональное образование театрального светохудожника, помимо знаний технологии и основ сценографии, требует серьёзной академической художественной подготовки.
Методический опыт, приобретённый при обучении будущих дизайнеров на кафедре Средовой дизайн МГХПА им. С.Г. Строганова в области сценографии, может послужить наглядным примером использования новых проектных подходов к решению комплексных задач сценографии. В числе приёмов, используемых в учебном проектировании кафедры: методика средового подхода, метод сценарного моделирования с построением виртуальной проектной модели и метод концептуального проектирования.
Список использованной литературы
1. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/SVET_TEATRALNI. hml (дата обращения: 01.08.2019).
2. Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса / Под ред. Б.Д. Парыгина. – Л.: Наука, 1982, 169
3. Bayer P., Waller M. The Art of René Lalique. – London: Eagle, 2002.–186 p.
4. Мельник А.В. Театрально-концертное постановочное освещение. Постановочное видео. (ред. 2018 г.). URL: https://lightsoundnews.ru/a-melnik-teatralnokontsertnoe-postanovochnoe-osveshhenieosnovy-postanovochnogo-video/ (дата обращения: 01.08.2019).
5. Cuttle С. Towards the third stage of the lighting profession. Lighting Research and Technology 42(1):73–93 · March 2010 with 235 Reads DOI: 10.1177/1477153509104013.
6. Захаров М. «Свет – это мировоззрение». О сценографии и Олеге Шейнцисе. URL:http://www.l-teatr.ru/directors/oleg-sheyntsis/47/ (дата обращения: 01.08.2019).
7. URL: https://antrio.ru/iogann-fridrih-shiller-citaty/ (дата обращения: 01.08.2019).
8. Берёзкин В. Александр Боровский. Вопросы театра/ PROSCAENIUM. М., 2010, 69–92.
9. В Цюрихском оперном театре музыка становится зримой. – Light. Sound. News. № 3 (56), 2018, 24–25.
10. Канатенко М.А., Михайлов О.М. Дисциплина «светотехника» в государственных университетах и образовательном стандарте. С-Пб. URL: http://lightonline.ru/svet/articles/discipline_svetotehnika_v_obrazovanii.html (дата обращения: 01.08.2019).
11. URL: http://ptj.spb.ru/archive/29/face-to-face‑29/svet-eto-dyxanie-sceny/ (дата обращения: 01.08.2019).
12. Михайлова А. «Боровский в опере», 2007. URL: http://timetable.theatre.ru/theatre‑653/perf‑22866/ (дата обращения: 01.08.2019).
13. Фрейзер Н. / Fraser N. The light fantastic. Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение. URL: sistema-stage.ru /brand_news/neil-fraser-light-lessons‑01 (дата обращения: 01.08.2019).
14. URL: https://www.subjectart.ru/universities/parsons_school_of_design/ (дата обращения: 01.08.2019).
15. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. URL: https://www.psyoffice.ru/9/stank01/txt17.html (дата обращения: 01.08.2019).
16. Кузнецова Г.Н. Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне / Автореф.. дис… к-та искусствовед. – М.: 2011 2.
17. Юнг И.С. Реализация метода сценарного моделирования городского общественного пространства: Проблемы теории и истории архитектуры Украины.– 2013. – Вып.13. – С. 241–247.
18. URL: https://www.kritika24.ru/page. php?id=43880 (дата обращения: 01.08.2019).
19. Skarlatou A.-Z. Light Effects in the Design Process. Bartlett Faculty of the Built Environment, University College London, in candidacy for the Degree of Doctorate of Philosophy, Department of Architecture. London July 2010, 270. URL: http://discovery.ucl.ac.uk/1211391/1/1211391.pdf (дата обращения:01.08.2019).
Ключевые слова
- художник по свету
- светодизайн
- сценография
- синтез искусств
- учебное проектирование
- концептуальное проектирование
- сценарное моделирование
- катарсис
- построение сценического пространства
Рекомендуемые статьи
Светодизайн и текстиль. Журнал «Светотехника» №2 (2018).
Формирование новой идентичности объектов дорожного сервиса с помощью приёмов светодизайна. Предпроектный анализ «Светотехника», 2023, №4
«Про свет» в дизайне среды. Взгляд педагога. Журнал «Светотехника» №6 (2018).