Стремительное развитие светотехники и как науки, и как промышленного кластера, не только предоставило недостижимые ранее возможности по применению современного освещения во многих областях жизнедеятельности человека, но и дало возможность светодизайнерам реализовать их самые сокровенные художественные проекты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта профессия стала одной из самых востребованных у муниципальных властей и архитекторов, и желанной среди подрастающего поколения будущих художников света.
О том, как готовят таких творческих специалистов в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) рассказывает на страницах свежего номера журнала «Светотехника»(№4-2020) Владимир Карпенко, кандидат архитектуры, доцент, в своей публикации «Методика обучения световому дизайну по направлению «Дизайн архитектурной среды».
Как сообщает автор, с начала 2000-х во Владивостоке ведётся работа по созданию и совершенствованию методики обучения световому дизайну, результаты которой представлены в студенческих работах, в теоретических проектах, методических и учебных пособиях, научных статьях.
Эта работа объединила архитекторов, светотехников, психологов, колористов, социологов, что дало возможность проработки как художественной, так и технические стороны преподавания предмета.
Методика строится на современных примерах и теории отечественного и зарубежного светового дизайна; изучении световых инсталляций, светового дизайна архитектурных ансамблей; моделировании световых панорам и городских пространств набережных, обучении основам световой композиции.
В статье раскрывается логика учебного процесса и описывается методическое обеспечение светового дизайна по направлению «Дизайн архитектурной среды».
Большое внимание в процессе подготовки студентов отводится внедрению в учебный процесс компьютерных программ для расчёта проектов, что резко повысило технический уровень практических работ в части светоцветового моделирования архитектурной среды.
В рамках учебных заданий изучаются на практике реальные панорамы Владивостока и отдельных архитектурных ансамблей города, в которые путём компьютерного моделирования добавляются световые и цветовые доминанты, выделяется ландшафт, освещаются фасады и набережные.
В работе приводятся целый ряд примеров практических работ студентов, выполненных как на основе имеющейся городской архитектуры, так и на перспективных архитектурных проектах по строительству и благоустройству городской среды Владивостока, в том числе и знаменитых набережных бухты Золотой Рог.
Учебно-методическая активность преподавателей и студентов ДВФУ позволила оформить новые идеи и подходы в проектировании и моделировании искусственного света для архитектурно-художественного применения.