Содержание
Иллюстрации - 14
Таблицы и схемы - 0
Новые формы освещения музейной экспозиции. Пути поиска и решения «Светотехника», 2022, №6

Журнал «Светотехника» №6

Дата публикации 19/12/2022
Страница 18-24

PDF

Новые формы освещения музейной экспозиции. Пути поиска и решения «Светотехника», 2022, №6
Авторы статьи:
Заева-Бурдонская Елена Анатольевна, Назаров Юрий Владимирович

Заева-Бурдонская Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, профессор. Окончила в 1987 г. Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). И.о. зав. кафедрой «Средовой дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова. Член Союза дизайнеров и Союза художников России. Лауреат премии Москвы

Назаров Юрий Владимирович, доктор искусствоведения, профессор. Окончил в 1972 г. Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). Профессор кафедры «Средовой дизайн» РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Член-корр. Российской академии художеств

Аннотация
Драйвером инновационного преобразования и развития музейных экспозиций стал изменившийся проектный статус искусственного освещения экспозиционной среды. Свет превратился в подлинный инструмент формообразования и моделирования пространства. Формирование специфического «музейного опыта» освещения остаётся междисциплинарной задачей в единстве технических аспектов, измеряемых в количественных показателях, и качественных критериев, включающих эстетические, психологические и физиологические аспекты, формирующие ауру каждого экспоната. Методом проектирования освещения музейной экспозиции служит концептуальное проектирование, вобравшее в себя традиционные инструменты дизайна, и инновационные цифровые мультимедийные технологии. Метод концептуального проектирования проявляет себя в междисциплинарных, синтетических и синестетических воплощениях. Учебные и творческие проекты МГХПА им. С.Г. Строганова накопили значительный опыт решения на ассоциативной концептуальной основе различных задач в области светодизайна музейной среды. Система освещения становится: объектом традиционного художественного проектирования; экспонатом светодизайна; интерактивной светоцветовой средой музея; синтетической средой парка-музея; основой новых направлений в искусстве –типа lightart и science-art, медиа-инсталляций и 3D мэппинга; формирователем нового облика цифрового музея и т.д. Свет в итоге превращается в связующее звено всей гуманитарной системы музея: его научной, исторической, образовательной, эстетической и технической составляющих. Междисциплинарные формы функционирования света – от традиционного светодизайна до цифровых медийных, интерактивных проектов – безграничны и будут множиться, привнося в музейное пространство всё новые и новые виды представления и восприятия информации, постоянно балансируя между станковыми и прикладными версиями.
Список использованной литературы
1. Богданов А.В., Смирнов В.А. Почему необходима ревизия норм экспозиционного освещения // Светотехника. – 2018. – № S2. – С. 5–9, с. 5.
2. Дружинин П. (Delta Light) Oб освещении в музеях, сфере HoReCa и светильниках с регулируемыми параметрами. URL: https://interlight-building.ru.messefrankfurt.com/moscow/ru/press/news/interlight_moscow/pavel-deltalight.html (дата обращения: 24.02.2022 12:11).
3. Ajmat R., Sandoval J., Arana Sema F., O’Donell B., Gor S. & Alonso H. Lighting Design in Museums: Exhibition Vs. Preservation / WIT Transactions on the Built Environment. Vol. 118. – WIT Press, 2011. URL: https://www.witpress.com/elibrary/wit-transactions-on-the-built-environment/118/22732 (дата обращения: 24.02.2022).
4. Hunt E.G. Study of museum lighting and design (2009) [Electronic source]. URL: https://digital.library.txstate.edu/bitstream/handle/10877/3203/fulltext.pdf?sequence=1 (дата обращения: 25.02.2022).
5. Явтушенко А. Музейный свет: в поисках идеала. URL: https://prorus.ru/interviews/muzejnyj-svet-v-poiskah-ideala/ (дата обращения: 24.02.2022).
6. Schielke Th. Interpreting Art with Light: Museum Lighting between Objectivity and Hyperrealism // LEUKOS. – 2020. – Vol. 16, No. 1. – P. 7–24. DOI: 10.1080/15502724.2018.1530123.
7. Винкельс К. Реализация концепции экспозиционного освещения как средства художественной выразительности на примере выставки «Русская бессонница» // Светотехника. – 2018. – № S2. – С. 40–44, с. 40.
8. Кузякин Б.Г. Особенности освещения экспозиций в Государственном Эрмитаже // Светотехника. – 2018. – № S2. – С. 10–13, с. 10.
9. Волгина Л.Е. Свет в музее: опыт и проблемы // Светотехника. – 2018. – № S2. – С. 14–18, с. 15.
10. Armas J. Lighting design in museums: exhibition vs. preservation / 10th Int. Symp. «Topical Problems in the Field of Electrical and Power Engineering». Pärnu, Estonia, January 10–15, 2011. – P. 76–79, p. 79. URL: http://egdk.ttu.ee/files/parnu2011winter/Parnu2011_winter_076–079.pdf (дата обращения: 24.02.2022).
11. Щепетков Н.И. Архитектурное освещение в музеях // Светотехника. – 2018. – № S2. – С. 28–35, с. 33.
Ключевые слова
Рекомендуемые статьи