Содержание
Аннотация
Светодизайн как заметное и самостоятельное направление проектной деятельности возник и развивался за рубежом, и для отечественной дизайн-практики это явление сравнительно ново. Параллельно с решением практических задач пришло время подумать о подготовке в российских профильных вузах специалистов высшего проектного звена. Инженерно-технический и отчасти художественный аспекты в подготовке светодизайнеров во многом носят интернациональный характер, но постепенно в России новая специальность приобретает свои особенности, в основном связанные с эстетическими задачами профессии и специфическим пониманием культурно-исторического контекста. Изначально эти национальные особенности проявились в практике и теоретических исследованиях, а затем стали транслироваться в образовательную среду, превращаясь в авторские программы обучения и методики подготовки, предрешая выбор проектных задач и ориентацию на реализацию. Светодизайн подразумевает подготовку специалистов междисциплинарного профиля, что требует комплексности подхода к разработке учебного процесса, включающего инновационно-технологический и гуманитарный разделы, формирующего нетрадиционную модель образовательного процесса.
На кафедре «Средовой дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова – старейшего отечественного художественно-промышленного вуза – накоплен богатый опыт художественного проектирования в области светодизайна, вобравший в себя все ведущие профессиональные тенденции. Методики традиционного художественного проектирования, навыки компьютерного моделирования и анимации, а также знания, заключённые в новой учебной дисциплине «Основы светодизайна», позволили разрабатывать курсовые и дипломные проекты с учётом конкретных требований практики и с прицелом на их будущую реализацию.
Список использованной литературы
1. URL: https://www.lidschool.org/ (дата обращения: 20.05.2021).
2. Быстрянцева Н.В., Смилга И.С., Чиримисина Д.А., Лукинская В.В. Развитие образного мышления у студентов направления световой дизайн в рамках дисциплины «Принципы и методы светового моделирования» // Светотехника. – 2020. – № 2. – С. 94–100.
3. URL: https://busedu.hse.ru/catalog/258428958.html (дата обращения: 29.05.2021).
4. Шимко В.Т., Уткин М.Ф., Рунге В.Ф. Архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера. Проблемы и тенденции. – М.: Архитектура-С, 2011. – 256 с.
5. Будак В.П., Ковыркова М.Д., Макаров Д.Н., Минаева С.Ю., Скорнякова А.А. Светодизайн – во спитание творческих способностей у студентов-светотехников // Светотехника. – 2019. – № 1. – С. 80–83.
6. Будак В.П., Макаров Д.Н. Компьютерное моделирование освещения. URL: http://lightonline.ru/svet/articles/ComputerModeling.html (дата обращения: 20.05.2021).
7. Назаров Ю.В. Дискуссия по проблеме светового дизайна // Светотехника. – 2018. – № 4. – С. 80–81.
8. URL: www.altie.ru/events/413-svetliy-misli‑2016.html (дата обращения: 20.05.2021).
9. URL: https://newtonew.com/science/science-art (дата обращения: 20.05.2021).
10. Лекус Е.Ю., Быстрянцева Н.В. Световой дизайн: свет как материал, технология, форма / Материал-технология-форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве. Материалы международной научной конференции. – М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2018. – С. 447–451.
11. Edensor T. The gloomy city: Rethinking the relationship between light and dark // Urban Studies. – 2015. – Vol 52. No. 2. – P. 422–438. DOI: 10.1177/0042098013504009. – 422–438. (435).
Ключевые слова
- светодизайн
- профессиональная подготовка
- образовательная программа
- метод сценарного моделирования
- композиционные принципы
- цифровое проектирование
- световое искусство
Выберите вариант доступа к этой статье
Рекомендуемые статьи
Дискуссия по проблеме светового дизайна. Журнал «Светотехника» №4 (2018).
Формирование новой идентичности объектов дорожного сервиса с помощью приёмов светодизайна. Предпроектный анализ «Светотехника», 2023, №4
«Про свет» в дизайне среды. Взгляд педагога. Журнал «Светотехника» №6 (2018).