Во всех верованиях естественный свет имел сакральное значение: в архаических культурах обожествлялись носители света – солнце и огонь, с развитием христианства солнечный свет стал олицетворением Божественной сущности. Естественный свет в храмовой архитектуре в течение многих веков служил смысловым наполнением пространства. Внутреннее устройство храма было непосредственно связано с символикой и образным языком христианства.
Анализ новейших христианских храмов позволяет выявить следующую важную особенность: современные приёмы естественного освещения не только возрождают глубинную связь с предшествующей культурной традицией, но и заменяют собой религиозное содержание; эти же приёмы служат современной интерпретацией традиционных архитектурных способов светового оформления интерьера храмов.
На основе анализа архитектуры ряда новейших христианских храмов в статье «Естественное освещение новейших христианских храмов» Елены Валентиновны Ермоленко представлены смысловые и пространственные изменения в вариантах использования естественного освещения по сравнению с традицией. При этом показано: что за кажущимися абстрактными современными приёмами освещения храма скрывается глубинная связь с предшествующей культурной традицией и что в новейших христианских храмах приёмы естественного освещения, по существу, заменяют собой изобразительное наполнение пространства храма религиозным содержанием.
В результате проведённого исследования установлено, что система естественного освещения в новейших христианских храмах является своеобразной интерпретацией важнейших архитектурных приёмов светового построения внутреннего пространства, характерных для традиционного христианства. Отказ от изобразительности и религиозной символики, последовавший за формальными стилистическими изменениями в архитектуре ХХ в., шёл вразрез с устоявшимися представлениями. В такой ситуации дневной свет, естественно, заменяет собой отсутствующее изобразительное наполнение храма. Свет наделяет пространство храма смысловым содержанием.
Для оформления светового пространства новейшего храма используется традиционная система архитектурных приёмов, в числе которых: верхнее и боковое освещение, высвечивание алтаря и отдельных его частей (развитие тем подсветки заалтарного иконостаса - ретабло, золочёных поверхностей и светящегося распятия). Естественное освещение храма становится важным как никогда ранее. Подход архитектора сводится к тому, чтобы сделать современную интерпретацию светового построения храма как можно более выразительной, зримой, ощутимой для прихожан.