Журнал «Светотехника» №6
18 октября 2019 г. МГХПА им. С.Г. Строганова совместно с редакцией журнала «Светотехника / Light & Engineering», РАХ, Национальной академией дизайна и МАРХИ провела Международную научнопрактическую конференцию, посвящённую междисциплинарным исследованиям проблем света в проектной и художественной культуре. 1–2 ноября в СанктПетербурге прошла регулярная Международная научнопрактическая конференция «Световой дизайн – 2019» на базе НИУ ИТМО, занимающего 1 место в России и 151 место среди ведущих вузов мира в области «Art & Design».
Доклады дизайнеров радикально отличаются от принятого на научнотехнических конференциях формата. На первый взгляд они воспринимаются как картинки с выставки, сопровождаемые рассказом в духе неструктурированного эссе. Мне представляется, что это следствие разных способов мышления и представления действительности. Если для инженера важна логика, физикоматематическая модель обсуждаемого явления, то дизайнер стремится представить эмоции, ощущение от восприятия объекта. Эту разницу очень точно определил В.Г. Макаревич в статье в «Светотехнике» (№ 10 за 1974 г.) как «ощущение света» у дизайнера и «физика света» у инженеров.
Основу инженерного образования составляет практическая работа по разработке, эксплуатации и исследованию характеристик некоторых устройств. Это сопровождается лекциями, позволяющими понять основные законы взаимодействия различных звеньев этих устройств, и семинарами по практическому решению задач по этим законам. Все вместе формируют физикоматематическую модель устройства, позволяющую досконально понять его работу и предложить его совершенствование.
В дизайне его осмысление происходит через рисунок, как говорят сами дизайнеры, «на кончике карандаша». Лекции, столь существенные в инженерном образовании (понимание законов), здесь, по сути, классифицируют постигнутые карандашом «ощущения» в исторической перспективе, что определяет существующие стили дизайна. Поэтому уже в образовании закладывается существенная разница в восприятии окружающего мира, закладывающая проблему творческих взаимоотношений архитектора и светотехника.
На все основные типы объектов существуют узаконенные нормы освещённости или яркости поверхностей, что соответственно породило некоторые стандартные приемы освещения школ и больниц, офисных и производственных помещении, улиц и площадей. Поэтому в большинстве случаев в архитектурных мастерских нет светотехников, а есть электрики, проектирующие осветительные установки в соответствии с нормами и правилами на основе использования, как правило, типовых светильников. В фундаментальной монографии Н.М. Гусева и В.Г. Макаревича «Световая архитектура» отмечается, что даже на выставках свет обычно не проектируется: архитектор намечает расположение источников света, электрик фиксирует это на чертеже. При этом оба предполагают, что на «месте будет виднее», как осветить то или иное пространство или экспонат.
В дискуссии с В.Г. Макаревичем на страницах нашего журнала в 1975 году профессор кафедры светотехники МЭИ А.Б. Матвеев показывает, что такой разрыв можно преодолеть, если использовать в обучении модели освещения объектов. Построение таких моделей нетривиально, поскольку восприятие освещения объектов глазом человека существенно зависит от геометрии и размеров объекта, от уровней освещённости, яркости и цветности его поверхностей. В своих научных исследованиях профессор А.Б. Матвеев смог построить законы светоцветового моделирования, что создало возможности построения небольших лабораторных моделей объектов освещения.
Совершенно иные возможности открывает здесь использование компьютерной графики. Использование теории глобального освещения, физически адекватно описывающей распространение света и законов восприятия глазом светоцветовой среды, позволяет воссоздать на мониторе компьютера реалистическое изображение освещаемого объекта. При сохранении понимания всех законов «физики света» программы компьютерной графики освобождают пользователя от сложных математических расчётов распределения света по объекту и одновременно предоставляют ему возможность наглядно видеть на дисплее результат освещения. Это позволяет светотехнику мыслить образами и, по сути, может явиться тем «карандашом», на кончике которого рождается «ощущение света». Более того, изображение освещаемого объекта на дисплее является тем языком, который доступен всем участникам проекта – дизайнеру, светотехнику и заказчику – создавая прочный фундамент их творческого взаимодействия.
На круглом столе «Дизайн: стратегии и тактики трансформации реальности» конференции «Световой дизайн – 2019» была попытка обсуждения вопроса о соотношении между дизайном и световым дизайном. Приглашённые в президиум архитекторы однозначно высказались, что особенности светового дизайна в средстве выражения: один использует краски, другой – свет. К сожалению, как обычно, изза нехватки времени большей дискуссии не получилось, однако хочется отметить, что световой дизайн есть особая форма средства выражения. В монографии Н.М. Гусева и В.Г. Макаревича справедливо указывается, что «сетчатка глаза – вынесенная наружу часть мозга», что зрение и мышление связаны воедино, и биологическое воздействие света на человека всегда сопровождается психофизиологическим и эстетическим воздействиями. Свет в дизайне выступает и как средство выражения, и как средство отображения, поэтому изменение яркости и цветности адаптации может до неузнаваемости менять облик освещения.
Свет – это не просто архитектурное средство. По существу, это материал, который научились рассчитывать подобно тому, как рассчитывают конструкцию. Свет способен решать одновременно утилитарные и эстетические задачи.